Как я учил сына не любить работу

Мы с женой достаточно успешны в карьере, но профессия не приносит удовлетворения каждому из нас. Мы пытаемся найти свое призвание, чтобы кроме денег получать от работы удовольствие. Кажется, подобное желание возникает у многих людей среднего достатка в возрасте 30-40 лет.

Мы достаточно ответственные родители: любим детей, стараемся наилучшим образом подготовить их ко взрослой жизни, работаем над отношениями в семье и иногда консультируемся с детским психологом. На одной из таких встреч зашел разговор об оценках детей в школе.

Я высокопарно заявил, что оценки — это не главное. Мы, в первую очередь, стараемся научить ребенка трудиться. Не обязательно иметь пятерки, но домашние задания выполнять надо. В частности, у нас есть важное правило для сына: пока не сделал уроки — никаких развлечений.

Психолог спросила:

— Почему это так важно?
— Потому что вся жизнь так устроена — сначала ты совершаешь над собой усилие, делаешь то, что неприятно, а уже потом получаешь блага и удовольствия.
— Вы живете именно так?
— Конечно. Например, мы с женой каждый день ходим на работу, хотя нам это не нравится. За выполненную работу мы получаем деньги, которые тратим, кроме прочего, на путешествия и развлечения.
— А вас устраивает такая жизнь?

Вот, это поворот!

Конечно, не устраивает! Я двадцать лет пытаюсь уйти из нелюбимой профессии, чтобы кроме денег работа приносила еще и радость. В то же время я навязываю сыну образ жизни, где работа (учеба) — это обязанность, а не захватывающая и вдохновляющая деятельность.

Получается, что изменив свой собственный взгляд на то, какой должна быть моя работа, я оставил без изменения модель воспитания сына, описывая для него труд лишь в категориях «должен» и «обязан».

Думаю, что осознанное отношение к работе надо формировать с детства, поэтому учеба в школе должна приносить удовольствие. Сейчас тяжело представить, что наш девятилетний сын может без давления делать домашние задания и с радостью ходить на уроки. Однако, если у нас получится правильно увлечь ребенка интересной для него частью школьной жизни, он без раздражения станет относиться и к обязательной учебной программе. Дальше потребуется только наблюдать и помогать сыну в нужные моменты.

Опыт подсказывает, что для реализации такого подхода нам может потребоваться не один год, но разве есть лучшие варианты?

Игорь Рыжков https://ryzhkov.life/